Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь (Плутарх)

Завершился трёхдневный ежегодный практический методический диалог «Приоритетные направления идей интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями» в городе Тобольске (26 – 28 марта 2019), в рамках которого на мастер-классах был представлен опыт специалистов сопровождения детей с ООП в ОО города Тобольска.

В работе мастер классов приняли участие более 150 педагогов и приглашенных из других ведомств, занимающихся также вопросами сопровождения.

Получение образования детьми с ООП является их неотъемлемым, законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации. Согласно Закона «Об образовании в Российской Федерации» эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия. Обеспечение реализации этих прав на образование является одной из важнейших задач образовательных организаций.

 Методические дни проводились с целью обсуждения предстоящих изменений в нормативном регулировании деятельности ПМПК и ПМПконсилиумов ОО, актуальных вопросов дифференцированной диагностики детей с ООП, а также вопросов, связанных с проведением коррекционно-развивающих занятий, подготовкой рекомендаций по определению условий для проведения консультативной работы с данной категорией детей, педагогами и их родителями.

В первый день встреча была организована для председателей консилиумов, педагогов и воспитателей на базе МАОУ СОШ№16 имени В.П. Неймышева. С приветственным словом обратилась директор школы Оксана Юрьевна Емец, которая и открыла первый день методического диалога, пожелав всем участникам плодотворной работы.

Заместитель директора МАОУ СОШ№16 имени В.П. Неймышева Лариса Васильевна Полякова поделилась опытом работы школьного консилиума и представила к обсуждению программы, реализующиеся в данной школе.

Педагоги МАОУ СОШ №14 поделились опытом о работе с детьми первого класса с РАС, открытого в этом году впервые.

Опытом о преемственности детского сада и школы поделилась старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №51» г.Тобольска Скутина Татьяна Николаевна, в конце своего выступления наполнившая «сосуд» разноцветным материалом от камней до цветного песка, что означало - всестороннее развитие и сопровождение получает ребёнок, находясь в детском саду.

Таким образом, командная деятельность специалистов ПМПК и ПМПк всех образовательных организаций совместно с родителями, позволяет оказывать ребенку дифференцированную, адресную, и в то же время интегрированную в целостную систему образования, помощь.

На мастер-классе для учителей-логопедов был представлен опыт работы педагогов  МАДОУ «Детский сад № 40 – ЦРР» г.Тобольска. Старшие воспитатели О.В. Бакулина и О.С. Рогова, учитель-логопед Я.А. Сулейманова, воспитатель В.Ч. Курманова, музыкальный руководитель К.В. Липовая, инструктор ФИЗО Е.П. Надеина, защитили адаптированную образовательную программу для воспитанников с ТНР.

Педагоги   наглядно показали, что слаженная команда специалистов по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи может добиться хороших результатов по коррекции речи и познавательных процессов в период пребывания дошкольника в детском саду.  Выступление педагогов получило высокую оценку от участников работы секции учителей-логопедов, и было предложено использовать опыт в практике.

На своей секции педагоги-психологи говорили о психологическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями, используя различные формы и методы работы, включая их в индивидуальный образовательный план. Выстраивая и планируя собственную деятельность с данной категорией детей, педагоги-психологи используют различные формы и методы работы, включая их в индивидуальный образовательный план.

Педагоги-психологи Таирова Сайда Сабитовна (МАОУ СОШ № 12) и Канакина Ирина Эдуардовна (МАОУ СОШ № 7) поделились опытом об использовании в своей коррекционно-развивающей работе психогимнастических упражнений для мозга.

Педагогом-психологом МАОУ СОШ № 2, Борисовой Еленой Николаевной, был проведён мастер-класс об использовании в своей коррекционно-развивающей работе 3D ручки. Этот инструмент изобразительного искусства делает процесс рисования необычным и увлекательным, влияет на развитие мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи и мышления.  

О системе работы педагога-психолога с родителями детей с особыми образовательными потребностями говорила педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 51» г.Тобольска Плесовских Ирина Валентиновна. Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Задача педагога-психолога поддержать родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями, помочь им в его развитии и социальной адаптации. 

Участники отметили актуальность и ценность полученной информации в ходе проведения методического диалога.  Каждый нашёл для себя много интересного и полезного, что в дальнейшем можно использовать в своей педагогической деятельности. Педагоги получили возможность сравнить свой опыт с опытом коллег, пополнить методическую копилку интересными формами работы, расширить сферу своих педагогических интересов.

За круглым столом на мастер-классе социальных педагогов, состоялся разговор о социально-психологическом, медицинском сопровождении и проведении профилактической и тренинговой работы, как с детьми и родителями, так и с педагогами по эмоциональному выгоранию.

Большой интерес среди участников вызвали выступления заведующей детской поликлиники Светланы Васильевны Вернигора о медико-социальном сопровождении детей-инвалидов в свете новых изменений по заполнению медицинских документов для прохождения ПМПК и Ларисы Валерьевна Ушаковой, начальника отдела профилактических программ МАУ «Центра реализации молодежных и профилактических программ» по вопросу вовлечения детей с ОВЗ в социально-значимую деятельность.

В ходе обсуждения широкого круга вопросов повестки актуальной образовательной политики педагоги отметили, что действует и развивается система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для воспитанников и обучающихся с ООП, важнейшим компонентом которой является деятельность ПМПК по определению образовательного маршрута ребёнка и динамического наблюдения в ходе проведения коррекционных мероприятий в ОО.

 Для решения основных задач сопровождения детей с ООП в следующем учебном году участниками методического диалога предложено максимально расширить охват детей с ОВЗ и детей-инвалидов образованием, отвечающим их возможностям и потребностям, вне зависимости от тяжести нарушения развития. Использовать в работе опыт специалистов, представленный на мастер-классах и продолжить обеспечивать на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка.  

Благодарим руководителей общеобразовательных организаций (МАОУ СОШ №5, №7, №9, МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева, предоставивших площадки для проведения мастер-классов. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Руководитель ПМПК
Елена Юрьевна Утенкова