Марафон учебных предметов– 2022 «Новое качество образования: точки «сборки»

Ежегодно в педагогическом сообществе города Тобольска проходит Марафон учебных предметов.

Целью марафона является представление профессионального роста педагогов, мотивация к организации и проведению современных технологичных уроков/занятий, повышение качества образования.

С 17 по 28 октября 2022 г. в рамках Марафона учебных предметов – 2022 «Новое качество образования: точки «сборки» было проведено 17 заседаний городских методических объединений.

На заседаниях были представлены разнообразные формы работы: мастер-классы, творческие диалоги, банки идей, методические интенсивы и мастерские, интегрированные и стендовые уроки, обмен опытом, обзорные и виртуальные экскурсии, круглые столы, интеллектуальные игры, дискуссионные клубы и др.

Работа городского методического объединения учителей иностранного языка строилась вокруг тематики обучения и воспитания на уроках английского языка, применения потенциала интегрированных уроков с познавательными элементами нескольких предметов, интерактивных площадок и практических способах формирования функциональной грамотности учащихся.

Повестка заседания городского методического объединения учителей биологии включала актуальные вопросы развития естественно-научной грамотности учащихся средних классов, предметное содержание уроков и изучение наиболее сложных разделов биологической науки.

Ключевыми задачами, рассмотренными на заседании городского методического объединения учителей химии, стали нюансы разбора экзаменационных заданий ЕГЭ, а также мобильное и эффективное составление плана урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС.

Тематика заседания городского методического объединения учителей ОБЖ имела практическую актуальную направленность. Педагоги в рамках мастер-классов отработали алгоритм действий при обнаружении взрывоопасных предметов и угрозы террористического акта, продемонстрировали тактическую подготовку современного общевойскового боя.

На методическом заседании учителей информатики рассмотрены возможности импортозамещения программного обеспечения школьных компьютеров и цифровых устройств в учебном порядке, использование различных инновационных площадок для визуализации образовательного контента, увеличения эффективности и информативности познавательно-воспитательного потенциала урока и мотивированности учащихся.

В рамках Марафона на заседании учителей истории и обществознания педагоги посетили МАОУ СОШ № 9, где были представлены: внеурочное занятие для 5 класса по теме «Традиции буддизма и медицинские знания в Древних Индии и Китае», урок обществознания в 7 классе по теме «Права и обязанности человека и гражданина», семинар-практикум «Воспитательный компонент урока истории и обществознания сегодня: перспективы и задачи». Педагоги школ города обсудили воспитательные требования к уроку, обозначили технологию проектирования воспитательной задачи учебного занятия, рассмотрели примерную схему анализа процесса воспитания на уроке.

На заседании городского методического объединения учителей ИЗО, музыки педагоги приняли участие в мастер-классе по применению методики Шерил Портер. Учителя обратили внимание на отработку техники певческого дыхания во время исполнения музыкальных произведений, что особенно актуально в развитии современного хорового школьного образования.

Учителя –логопеды приняли участие в мастер-классе из опыта работы с родителями «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития», где на практике продемонстрирована возможность использования различных подходов, технологии и логопедических приемов для наиболее эффективной коррекции нарушений устной и письменной речи. Показана видео-презентация занятия учащихся с особыми образовательными потребностями. При помощи представленных технологий можно с творческой стороны подходить к каждому занятию, разрабатывать занятия на различную тематику, развивая креативное мышление.

Темой заседания учителей начальных классов стал системно-деятельностный подход при формировании функциональной грамотности младших школьников. В ходе творческого диалога педагоги поделились приемами работы с текстом, создали банк идей по развитию креативного мышления и придумали новые «рецепты блюд» применения старых дидактических материалов, карт, плакатов.

В музее истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича состоялась встреча учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики». Учителя обсудили важность музейной педагогики в обучении и воспитании подрастающего поколения. Музейная педагогика даёт возможность осуществить нетрадиционный подход к образованию, объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные уроки и дополнительные внеклассные занятия, познавательные мероприятия, проводить исследовательскую работу, используя музейные экспонаты. Виртуальный музей позволяет создать новое пространство для развития исследовательской и проектной культуры, не ограничиваясь помещением, количеством и качеством экспонатов. М.В. Юнина, заведующая Музеем истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича, познакомила педагогов с экспонатами музея, поделилась информацией о известных людях нашего города, предложила тематические экскурсии для учащихся 4 классов. В процессе работы педагоги повысили уровень профессиональной компетентности и пополнили свои методические кейсы педагогическими материалами.

Библиотекари на методическом дне обсудили эффективные варианты привлечения учащихся к чтению, важности профессии библиотекаря - полноправного педагога и соавтора образовательного процесса, призванного оптимизировать получение знаний и навыков с использованием различных способов сбора, анализа, обработки, систематизации и передачи информации.

Заседание учителей русского языка и литературы «Неделя гуманитарных наук как условие для целостного развития личности и успешной социализации учащихся» было посвящено профессиональному росту и мотивации педагогов к организации и проведению современных технологических занятий, повышению качества образования. Для участников методического объединения был представлен опыт работы членов кафедры гуманитарных дисциплин МАОУ «Гимназия им. Н.Д. Лицмана». Методические разработки учителей включали виртуальную экскурсию по улицам Тобольска, топонимический диктант теме «Топонимика как средство формирования орфографических и орфоэпических умений», литературно-интеллектуальную игру по биографическим данным и литературным фрагментам русских писателей и поэтов, опыт работы с одаренными учащимися (на примере дискуссионного клуба), представление коллекционного издание «Евангелия» Ф.М. Достоевского фонда «Возрождение».

На городском методическом объединении педагогов-психологов коллеги в ходе дискуссии обменялись идеями, ресурсами, повысили профессиональную компетентность по вопросам: «Квест-игра как эффективная психолого-педагогическая технология в развитии детей с ОВЗ»; «Психологическая поддержка в кризисный период и формирование жизнестойкости подростков»; «Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Ключевым принципом проведения Марафона учебных предметов стали «точки сборки»: вопросы внедрения и освоения обновленных федеральных государственных стандартов. Перед педагогами стояли задачи по выявлению педагогического опыта в организации и проведении уроков нового формата: технологичного и информативного, с использованием цифровых ресурсов, образовательных платформ, приложений; по обобщению и распространению образовательной практики, по повышению профессиональной активности и мотиваций к саморазвитию.

Выступления носили практико-ориентированный прикладной характер, педагоги отметили важность и полезность проведенных мероприятий Марафона учебных предметов при организации учебно-воспитательного процесса в школах.