Решаем вместе
Есть вопроcы в сфере образования?

 

Роль школьной библиотеки в развитии традиций семейного чтения

 

Уважаемые коллеги!

 

Рада приветствовать участников Библиотечных чтений от имени Ассоциации школьных библиотекарей Тюменской области и ТОГИРРО.

Воспитание - особый раздел педагогики, имеющий свой предмет, свои задачи и методы. Суть его определяют по-разному, но так или иначе, воспитание направлено на формирование нравственных основ личности, на духовное развитие личности, способной жить в гармонии в обществе.

В отличие от обучения, воспитание осуществляется не путем усвоения знаний, а через эмоциональную сферу, или, как говорят психологи, через подсознание, объединяющие в себе инстинкты, переживания, совесть и многое другое, что регулирует и корректирует человеческое поведение. Роль взрослого при таком подходе, как считал выдающийся педагог 20 века В. Сухомлинский, состоит в создании СТИМУЛА для той внутренней работы ребенка, в процессе которой и формируются нравственные основы.

Великим стимулом воспитания, как считал В.Сухомлинский, является СЛОВО, вобравшее в себя и мысль, и ощущения, и восприятия, и чувства. Эмоционально-образным сплавом стимула и слова является, как известно, художественная литература.

Воспитание, в том числе формирование семейных ценностей должно начинаться еще в детстве, в родительской семье, а затем в школе и других образовательных организациях, в молодежных организациях и трудовых коллективах.

И задача школьной библиотеки способствовать поддержанию семейных основ воспитания словом художественной, научно-познавательной литературы, а может где-то и скорректировать такое воспитание, помочь родителям мотивировать школьников на чтение как процесс и как деятельность, сформировать их читательскую компетентность, приобщить учеников к миру культуры.

Эти задачи также заложены и в обновленных ФГОС начального, основного и среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,  Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  и Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г.№  413».

Таким образом, новые стандарты образования позволяют внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный и воспитательный процесс, ведь одной из задач стандартов является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Как вы знаете, при реализации обновленных ФГОС (ФГОС третьего поколения) школа работает на основе единых ФООП.

ФОП (ФООП) — это учебно-методическая документация, включающая федеральные рабочие программы учебных предметов, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Среди этого набора документов, нас прежде всего интересует Рабочая Программа воспитания и Календарный план воспитательной работы. Они разрабатываются на основе Федеральной Программы воспитания.

В Программе воспитания обозначено несколько модулей, в том числе есть модуль «Взаимодействие с родителями», но я думаю, что работу с родителями можно включить и в другие модули, в зависимости от задач, поставленных школьной библиотекой.

Новые стандарты конкретизируют также содержание календарного плана воспитательной работы. Календарный план– это комплексный (сводный) документ. Он содержит перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа, или в которых она принимает участие, в том числе и школьная библиотека с связи с памятными датами, событиями. Это практики воспитательной деятельности.

Каждая библиотека по мере своих возможностей, условий включается в образовательную и воспитательную деятельность школы.

Таким образом, при реализации обновленных ФГОС и ФООП школьная библиотека становится полноправным и активным участником образовательного и воспитательного процесса в школе. И наши школьные библиотеки области включаются в деятельность по взаимодействию с родителями.

Традиционными во многих библиотеках стали мероприятия «Папа, мама, я – читающая семья», «В библиотеку всей семьей» и другие, в рамках которых проходят семейные конкурсы, викторины, театрализованные выступления, оформляются выставки: МАОУ СОШ №16 имени Неймышева, МАОУ Байкаловская СОШ Тобольского района, МАОУ Онохинская СОШ-филиал МАОУ Червишевской СОШ Тюменского района, МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 4 г. Заводоуковска, МАОУ СОШ № 52 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 8 г. Ишима, МАОУ Лицей № 93 г. Тюмени  и другие.

Многие идеи семейного книжного приобщения к книге реализуются в течение одного учебного года, продолжающихся, систематических очень мало.

В некоторых школах открыты клубы «Мамины чтения» (МАОУ гимназия №16, г. Тюмени, МАОУ СОШ №5 г. Тобольска)

Мы можем продолжать пополнять банк успешных практик новыми вашими идеями, проектами.

Предлагаю активнее включаться в работу по данному направлению, включая мероприятия, события школьной библиотеки в Календарный план воспитательной работы, с учетом своих возможностей, возможностей и условий общеобразовательной организации.

 

170.3.2.9. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)». Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в управляющем совете образовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в Интернете, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

 

Чеканова Ольга Витальевна, специалист отдела анализа и прогнозирования ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО», руководитель Ассоциации школьных библиотекарей Тюменской области

 

Резолюция XI Библиотечных чтений «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения»

2023 Библиотечные чтения «Современная школьная библиотека формирование инфраструктуры чтения»